Английский язык
Название кафедры: Английский язык
Дата открытия: 1995
Руководитель: Дотмурзиева Земфира Сангиреевна
Состав:
• Дотмурзиева Земфира Сангиреевна – и.о. зав.кафедрой, к.ф.н., доцент
• Гадаборшева Мадина Юсуповна – к.ф.н., доцент
• Колоева Людмила Мухарбековна – к.ф.н., доцент
• Мерешкова Хэди Рашидовна – к.ф.н., доцент
• Ужахова Тамара Османовна – к.ф.н., доцент
• Яндиева Зулайхан Джабраиловна – к.ф.н., доцент
• Гадаборшева Танзила Нурадиновна – ст.преподаватель
• Плиева Ася Ортелловна – ст.преподаватель
• Хашегульгова Жанна Ахметовна – к.п.н., ст.преподаватель
• Баркинхоева Зухра Багаудиновна – ассистент
• Мархиева Тамила Курейшевна – ассистент
• Мержоева Зарета Султановна – к.ф.н., ассистент, зав.лабораториями
• Угурчиева Айшат Таблихановна – ассистент
• Горчханова Хава Мустафаевна – лаборант.
Общая информация о кафедре
Кафедра английского языка филологического факультета ИнгГУ была основана в 1995 году и начинала функционировать как межфакультетская кафедра иностранных языков, обеспечивая в то время учебный процесс на всех факультетах и отделениях университета. Кафедру возглавлял доцент Банхаев Хаджибикар Султанович (1995-2009 гг.). В 1995 году был осуществлен первый набор студентов на специальность «Английский язык и литература». В результате реорганизации, проведенной в 2000 г., в вузе появились новые специальности, и кафедра иностранных языков была отделена как самостоятельная. В настоящее время кафедра носит название «Кафедра английского языка» и является выпускающей. С 2009 по 2012 гг. обязанности заведующей кафедрой исполняла к.ф.н., доцент Х.Р. Мерешкова. С октября 2012 г. и по настоящее время кафедрой руководит кандидат филологических наук, доцент З.С. Дотмурзиева.
На кафедре работает высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, имеющий большой практический, научный и педагогический стаж, 75% преподавателей кафедры являются остепененными специалистами в своей области.
На кафедре работают 8 штатных сотрудников и 4 совместителя: 6 доцентов – к.ф.н.; 3 ст.преп., в т.ч. – 1 к.п.н.; 4 ассистента, в т.ч. 1 – к.ф.н.).
Преподаватели читают лекции и проводят занятия на направлениях бакалавриата, и специалитета, а также ведут занятия по иностранному языку на направлениях магистратуры филологического, исторического, химико-биологического, физико-математического, технолого-педагогического, экономического и финансово-экономического факультетов.
Учебная работа
Перечень специальностей и направлений подготовки, по которым кафедра обеспечивает подготовку в настоящее время: ГОС 2-го поколения – «Английский язык и литература», «Немецкий язык и литература», «Французский язык и литература»; ФГОС 3-го поколения – «Английский язык и литература» (бакалавриат), «Немецкий язык и литература» (бакалавриат), «Французский язык и литература» (бакалавриат); а также читаются дисциплины на магистерских программах по ФГОС 3-го поколения: «Химия», «Биология», История», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление», «Физика», «Математика», «Педагогика и методика начального образования», «Русский язык», «Ингушский язык», «Русская литература», «Ингушская литература» и др.
Учебный процесс организован в полном соответствии с учебным планом. За всеми учебными дисциплинами кафедры закреплены кадровые специалисты. Теоретические курсы читают наиболее квалифицированные специалисты кафедры, кандидаты филологических наук, доценты и старшие преподаватели. Качество подготовки специалистов в первую очередь определяется уровнем знаний преподавателей и умением, желанием и стремлением обеспечить высокий уровень обученности каждого студента.
На кафедре имеются программы всех теоретических курсов и практических дисциплин, реализуемых кафедрой, контрольные и тестовые задания по дисциплинам. Однако переход на подготовку бакалавров и магистров требует создания нового УМК. В этом направлении сейчас ведется активная работа.
На занятиях по практике речи осуществляется развитие коммуникативной компетенции студентов и её аспектов, необходимых для учителя иностранного языка. Значительное внимание уделяется развитию таких умений, как взаимодействие в парах и группах; самоконтроль и взаимоконтроль; разработка и проведение речевых упражнений; организация дискуссии и участие в ней; накопление различных заданий, ситуаций, текстов на иностранном языке. В курсах лингвистического блока, истории языка, страноведения, интерпретации текста и других лингвистических дисцилпин развиваются умения, входящие в состав профессиональной компетенции: анализ языкового материала/текста, накопление и поиск информации с использованием различных источников, в том числе и Интернета; выступление перед аудиторией, управление вниманием слушателей, ведение дискуссии; проведение научного исследования с применением разнообразных методик, умение работать с научным аппаратом.
Педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса как его звено, цель которого состоит в практическом освоении студентами различных видов педагогической деятельности. Она позволяет последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения в вузе соединять теоретическую подготовку студентов с их практической работой в учебно-воспитательных учреждениях всех типов. Кафедра организует силами своих преподавателей методическое руководство педпрактикой, разумное распределение студентов по школам Республики Ингушетия. Результаты регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры и на итоговых конференциях студентов и преподавателей. Педагогическая практика реализует, прежде всего, учебные цели и задачи профессиональной подготовки, формирует и развивает педагогические способности будущего учителя. Основное содержание педагогической практики реализуется в деятельности учителя по предмету, классного руководителя, организатора кружка, секций; в участии в опытно-экспериментальной и методической работе; в профессиональном самообразовании и самовоспитании студента. Структура педагогической практики ориентирована на формирование личности будущего учителя, применение теоретических знаний в практической деятельности; усвоении усложняющихся педагогических умений по годам обучения; приобретение, изучение и анализ педагогического опыта.
В рамках практических и лабораторных занятий по дисциплинам кафедры и во внеучебной деятельности внедряется практика создания и использования Powerpoint презентаций. Доступ к базе современных учебно-методических материалов позволяет организовать гибкий учебный процесс для студентов, сокращает время на подготовку и проведение занятий для студентов, предоставляет возможность реализовать некоторые элементы учебного процесса вне аудитории. На кафедре собирается медиатека с электронными учебными пособиями, идет процесс оцифровки фильмов с видеоносителей, осваивается работа с ресурсами Интернет (например, поиск и заполнение заявки на учебу в университете Англии или США, сбор и анализ статистики по проблеме, составление рекомендаций для абитуриентов или студентов младших курсов).
Воспитательная работа.
Сотрудниками кафедры проводится учебно-воспитательная и научная работа со студентами, что способствует формированию у них своих научных позиций, умению их отстаивать, и необходимых в профессиональной деятельности. Ежегодно кафедра готовит студентов к участию в научно-практических конференциях студентов, что способствует формированию у студентов научного мышления, а также позволяет студентам осваивать искусство публичных выступлений.
При кафедре организован Клуб английского языка и студенческий научный кружок “LOGOS”.
Научная работа
Научные исследования на кафедре ведутся по следующим основным и приоритетным направлениям:
• Коммуникативно-прагматический аспект языковых единиц и текста (доц. Дотмурзиева З.С., доц. Мерешкова Х.Р., асс. Баркинхоева З.Б.);
• Методика преподавания английского языка в условиях ингушско-русского билингвизма (доц. Яндиева З.Д., ст.преп. Хашегульгова Ж.А., доц. Мерешкова З.И., ст.преп. Плиева А.О.);
• Исследование различных видов дискурса: диалогическая коммуникация, судебный дискурс, лингвистическая терминология (доц. Колоева Л.М., доц. Гадаборшева М.Ю., Гадаборшева Т.Н.);
• Сопоставительное исследование фразеологических единиц (доц. Дотмурзиева З.С., асс. Мархиева Т.К.).