Французского и латинского языков
Название кафедры: Кафедра французского и латинского языков
Дата открытия: 2002
Руководитель: Евлоева Зулейхан Исраиловна
Состав кафедры:
• Евлоева З.И.- к.ф.н, профессор, выпускница ЧИГУ
• Алиева П.М.- к.ф.н, доцент, выпускница ЧИГУ
• Бекова Т.Ю.- доцент, выпускница ПГЛУ
• Ужахова Р.И. – старший преподаватель, выпускница ЧИГУ
• Бесаева М.С. – старший преподаватель, выпускница ЧИГУ
• Дудургова Э.М. – старший преподаватель, выпускница ЧИГУ
• Точиева З.В. – старший преподаватель, выпускница ЧИГУ
• Келигова З.М. – старший преподаватель , выпускница ЧИГУ
• Колоева М.Т. –ассистент, выпускница ЧИГУ
• Патиева М.М. – старший лаборант, выпускница ИнгГУ
Учебно-методическая работа
Кафедра французского и латинского языков – выпускающая. Кроме того преподаватели кафедры ведут занятия по латинскому языку на филологическом, историческом, юридическом, медицинском, химико- биологическом факультетах.
Управление кафедрой осуществляет заведующий кафедрой к.ф.н, профессор Евлоева З.И. Данная организация управления соответствует требованиям устава ИнгГУ , нормативным требованиям Министерства образования и науки РФ, организационно-распорядительной документации ИнгГУ и действующему законодательству.
Кафедра французского и латинского языков развивает профессионально обусловленные умения студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку в соответствии с образовательными стандартами, осваивает новые образовательные технологии в обучении иностранному языку и применяет их в практической деятельности, совершенствует практический опыт использования на занятиях по иностранному языку новых информационных технологий, развивает умение использовать на практике в образовательном процессе опыт собственной деятельности и коллег, проводя и посещая открытые занятия, участвуя в работе методического семинара кафедры и смежных кафедр, методических семинаров факультетов, университета, работает по созданию учебно-методической базы кафедры посредством написания учебно-методических пособий, отвечающих требованиям к иноязычному образованию и пополнения электронной базы данных о новых поступлениях иноязычной литературы, повышает научный потенциал кафедры, выдерживая сроки планируемых научных исследований в соответствие с решаемыми кафедрой задачами по совершенствованию уровня подготовки специалистов, занимаясь издательской деятельностью, участвуя в работе межвузовских конференций (в соответствии с планом НИР кафедры). В связи с переходом на двухуровневую подготовку перед преподавателями кафедры стоят задачи пересмотра целей и содержания, форм организации занятий и контроля формируемых навыков и умений в аудиторной и самостоятельной работе студентов. Возникающие проблемы при формировании коммуникативной компетенции всегда находят свое отражение в процессе обсуждения на методических семинарах кафедры.
Для всех курсов, читаемых студентам, кафедра разработала комплекты программ и методических рекомендаций, включающих изложение основного содержания курса, его календарное планирование, планы семинарских занятий, примерные темы рефератов, требования к экзамену или зачету, квалификационные требования по курсам, основную и рекомендуемую литературу. Данные рабочие программы хранятся на кафедре в печатном и электронном виде и периодически обновляются.
Кафедра французского языка работает в русле современных требований в соответствии с новыми методологическими подходами к образованию: изучение французского языка изначально сопровождается изучением и соответствующей культуры, т.е. речь идет не о преподавании некоего языка и культуры его народа, а об обучении языка – культуры как единого целого. Для этого используется современные методики. Для повышения мотивации к обучению используются игровые задания, способствующие закреплению полученных языковых знаний. При этом используются учебно - методические пособия французских издательств для лиц, изучающих французский язык за границей.
За данный период преподавателями кафедры подготовлены и используются (около 60)методические разработки, методические пособия и методические рекомендации, и тесты по всем предметам.
В учебном процессе преподавателями кафедры применяются активные формы и методы обучения: коллоквиумы, круглый стол, конкурсы, ролевые игры, деловые игры и т.д.
На кафедре имеются отечественные и зарубежные учебно-методические комплексы, которые позволяют использовать обучающие возможности всех средств обучения и наличие рабочих тетрадей, аудио и CD, вместе с учебником позволяет дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс.
Большое внимание уделяется коллекции работ и результатов студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в период педагогической практики . Цель создания портфолио – это оценить прогресс в профессиональной педагогической деятельности студента. Оформляется портфолио в виде творческой папки студента с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей и т.д. Целью портфолио является выявление объективно существующего уровня владения умениями и навыками профессионально- педагогической деятельности, уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс.
Применение активных форм обучения позволяет повысить эффективность преподавания французского языка. Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении французскому языку повышает уровень самостоятельности студентов, уровень внутренней мотивации студентов к более качественному владению французским языком. Так, например, преподавателями кафедры проведены занятия с использованием интерактивной доски и графопроетора - Французская живопись: Л. да Винчи, Клод Моне, Эдуард Мане, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и др., La cuisine française (французская кухня), а также Le cinéma français (французское кино) и «Le français a un goût de miel» ( французский язык имеет вкус меда).
Повышению эффективности занятий французским языком, наряду с общепризнанными дидактическими средствами способствуют разнообразные формы музыкальной наглядности, являющейся активным средством оптимизации всей образовательной деятельности студентов. На всех курсах французского отделения было проведено занятие «Обучение французскому языку на песенном материале» .
Студенты французского отделения проводят ролевую игру «Immeuble», подготовив презентации при помощи интерактивной доски по каждой пройденной теме.
Для этого на кафедре французского и латинского имеются новые информационно-коммуникативные технологии.
Вместе с компьютером и проектором работает интерактивная доска, представляя собой единый комплекс, который позволяет демонстрировать слайды, видео , схемы, графики и т.д..
Для работы с интерактивной доской на кафедре французского и латинского языков в лаборатории № 309 имеется более 100 видеоматериалов (художественные фильмы, обучающие фильмы, материал по страноведению, мультфильмы, фильмы по фонетике, грамматике и т.д.).
С 2012 года Ингушский государственный университет совместно с Министерством образования Республики Ингушетия проводит открытую олимпиаду школьников по общеобразовательным предметам, в том числе по французскому языку, которую проводит кафедра французского и латинского языков. Олимпиада проходит в два этапа: дистанционный этап и очный этап. В олимпиаде по французскому языку принимают участие школьники из различных школ республики.
Кафедра французского и латинского языков тесно контактирует с Ассоциацией преподавателей-практиков французского языка.
Студенты французского отделения и преподаватели кафедры приняли участиево Всероссийском конкурсе «Знаете ли вы Францию и ее регионы? Знаете ли вы моду Франции?», проводившегося Ассоциацией «Преподаватели – практики французского языка» при поддержке Федерального агентства по образованию и при содействии Посольства Франции в России. Целью было не только участие, но и представить Ингушетии и ее культуру и традиции. Конкурс длился 3 дня, по окончании которого студентам были вручены дипломы участников. Преподавателям были вручены благодарственные письма от Федерального Агентства по образованию, Управления Международного Образования и Сотрудничества за высокий уровень подготовки студентов. Президент Ассоциации, профессор, Кавалер ордена «Золотой Пальмы» Франции Ж.М. Арутюнова прислала ректору благодарственное письмо за творческое сотрудничество. Ассоциация выразила признательность Арсамаку Магомедовичу Мартазанову не только за участие, но и за презентацию Ингушетии, ее культуры и традиций.
Преподаватели кафедры активно сотрудничают с другими вузами, в частности с МГУ им. Ломоносова, с Пятигорским государственным лингвистическим университетом, Чеченским государственным университетом и Кабардино-Балкарским государственным университетом.
Члены кафедры поддерживают тесные связи с Ассоциацией преподавателей-практиков французского языка и Ассоциацией преподавателей французского языка Российской Федерации, Посольством Франции в России, Международным Центром Педагогического Образования (CIEP) г. Сэвр (Франция), Альянс Франсез, SCAC Service de coopération et d'action culturelle, Агентство EduFrance.
Ежегодно преподаватели кафедры принимают участие в международном семинаре «Франция и Франкофония сегодня: новые методы, новые контакты, новые технологии». Организаторы Семинара: Ассоциация преподавателей – практиков французского языка, Посольство Франции в России, Министерство образования и науки Российской Федерации. Занятия проводят высококвалифицированные эксперты из Франции, Бельгии, Швейцарии и Канады. Программа семинара включает лекции, педагогические мастерские, социально – коммуникативный тренинг, форумы, круглые столы. Преподаватели имеют возможность совершенствовать свои педагогические навыки, приобретать новые знания во время педагогических мастерских, затрагивающих самые разнообразные аспекты преподавания французского как иностранного.
Также преподаватели кафедры проходят стажировки в ведущих ВУЗах страны:
Евлоева З.И. Всероссийский семинар преподавателей французского языка « Франция и франкофония сегодня: новые методы, новые контакты, новые технологии ».
В 2012 году 50 преподавателей вузов России были приглашены в г. Безансон Франция в Центр прикладной лингвистики от Ассоциации преподавателей–практиков французского языка по приглашению Альянс Франш-Конте, где приняла участие Евлоева З.И..
Семинар, организованный совместно с посольством Франции, на тему «Как преподавать французский язык, методы и цели » , который проходил в Пятигорском государственном лингвистическом университете на базе института романо-германских языков, информационных и гуманитарных технологий.
Совещание преподавателей французского языка университетов «Лингвистическая сеть франкофонии: стратегии и перспективы». Москва. Организаторы: Посольство Франции в России, Французский Институт в России и Московский Педагогический Университет. Вопросы совещания широкомасштабны и актуальны:
-развивать центры французского языка и культуры;
-способствовать налаживанию мостов между школами и университетами;
-работа, проводимая МГУ со школами: планы и перспективы;
-стажировки студентов во Францию;
-благоприятствовать преподаванию второго иностранного языка в России;
-будущее билингвизма и мультилингвизма;
-будущее французского языка в России: мультилингвизм и мотивация сегодняшних обучающихся;
-университеты: языки профессиализируются;
-преподавание французской культуры (страноведения будущим преподавателям французского языка);
-дипломы DELF\DALF и профессиональные перспективы российских студентов;
-на каком этапе и на каком уровне начинать преподавание французского языка студентам различных специальностей;
-региональный Центр франко-русского сотрудничества - это инструмент усиления франкофонной активности на уровне университетов.
Келигова З.М. Всероссийский семинар преподавателей французского языка « Франция и франкофония сегодня: новые методы, новые контакты, новые технологии ».
«Инновационная деятельность преподавателя ВУЗа в условиях перехода на двухуровневое образование и ФГОС ВПО III поколения». Краткосрочные курсы. Ставропольский государственный университет.
Точиева З.В. «Инновационная деятельность преподавателя ВУЗа в условиях перехода на двухуровневое образование и ФГОС ВПО III поколения». Краткосрочные курсы. Ставропольский государственный университет.
Колоева М.Т. Всероссийский семинар преподавателей французского языка « Франция и франкофония сегодня: новые методы, новые контакты, новые технологии ».
Краткосрочное обучение в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Ставрополе по программе «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов вуза в инновационном образовательном пространстве вуза»
Евлоева Ф.Я. Московский государственный педагогический университет, стажировка
Бекова Т.Ю. Краткосрочное обучение в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Ставрополе по программе «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов вуза в инновационном образовательном пространстве вуза»
Семинар, организованный совместно с посольством Франции, на тему «Как преподавать французский язык, методы и цели » , который проходил в Пятигорском государственном лингвистическом университете на базе института романо-германских языков, информационных и гуманитарных технологий.
Дудургова Э.М. Краткосрочное обучение в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Ставрополе по программе «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов вуза в инновационном образовательном пространстве вуза»
Ужахова Р.И. Краткосрочное обучение в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Ставрополе по программе «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов вуза в инновационном образовательном пространстве вуза»
Курсы повышения квалификации «Лингвистические и дидактические проблемы в современном контексте изучения иностранных языков и культур», проходивших в Северо-Кавказском федеральном университете.
Алиева П.М. Семинар, организованный совместно с посольством Франции, на тему «Как преподавать французский язык, методы и цели » , который проходил в Пятигорском государственном лингвистическом университете на базе института романо-германских языков, информационных и гуманитарных технологий.
Бесаева М.С. Курсы повышения квалификации «Лингвистические и дидактические проблемы в современном контексте изучения иностранных языков и культур», проходивших в Северо-Кавказском федеральном университете.
Все преподаватели кафедры приняли участие в семинаре «Реализация требований ФГОС в УМК издательства по первому и второму языку», а также в семинаре повышения квалификации. Интерактивный урок ИЯ. Самостоятельная работа учащегося.
Члены кафедры принимают участие в качестве членов жюри в форуме «Одаренные дети», в республиканских олимпиадах школьников по французскому языку и научно- практических школьных конференциях, а также являются членами экспертной комиссии ЕГЭ по французскому языку. (Евлоева З.И., Бекова Т.Ю., Алиева П.М.)
В 2013 году по приглашению ректора в Ингушский государственный университет приезжала доктор наук, профессор университета Сорбонны Марет Цароева, где прочитала курс лекций для студентов и преподавателей ИнгГУ по ингушской и северокавказской мифологии, этнологии и религиоведению. Также Марет Цароева встретилась со студентами французского отделения ИнгГУ, где студенты подготовили мероприятие на французском языке.
В 2013 году на филологическом факультете ИнгГУ г. Магас состоялась встреча спредставителями старейшей федерации туризма Европы «Клуб Вожья» (Франция, Страсбург), прибывшими в Ингушетию с целью ознакомления с туристическим потенциалом региона, со студентами французского отделения филологического факультета ИнгГУ. Встреча проходила на французском языке.
Представители «Клуба Вожья» президент Реми Эрри и вице-президент Франсуа Фише рассказали о своей деятельности, о своей миссии, представили свою программу, поделились своими впечатлениями после посещения Джейрахского района. Особое впечатление на них произвели родовые башни ингушей. Студентами был подготовлен материал о своих родовых башнях .
Беседа проходила в непринужденной, доброжелательной обстановке и длилась более двух часов.
Вопросы студентов касались сферы туризма, как, например, перспективы развития туризма. Президент федерации туризма «Клуб Вожья» Реми Эрри ответил, что одной из их миссий является советы и помощь в развитии туризма.
На встрече также были затронуты наиболее интересующие студентов вопросы в различных областяхв сфере культуры и образования, а также вопросы по лингвострановедению. Встреча проходила на французском языке.
Преподавателями кафедры французского и латинского языков были подготовлены и проведены читательские конференции по произведениям французских писателей XIX- XXI вв..
Научно-исследовательская работа
НИР по данным направлениям обусловлена научными интересами дипломированных специалистов по филологии, теории языка. По результатам исследований опубликована 1 монография и около 70 статей, в том числе и в журналах ВАК.
Евлоева З.И. дала отзывы на авторефераты кандидатских диссертаций и рецензии на различные публикации (более 30).
Преподаватели кафедры регулярно принимают участие в международных, всероссийских и межвузовских конференциях.
Преподаватели кафедры ежегодно принимают участие в научно-практических конференциях «Вузовское образование и наука», Межвузовская научно - практическая конференция «Языковая личность в современном мире».
На кафедре наличествует план НИР преподавателей. Также на кафедре определены приоритетные направлениянаучно-исследовательской работы кафедры:
1.« Контрастивное изучение французского, русского и ингушского языков».
2. Образовательная среда как средство формирования профессиональной коммуникативной компетенции.
В разработке данной темы принимают участие преподаватели кафедры.
Эта тематика находит отражение в рефератах, курсовых работах, дипломных проектах.
Под руководством Евлоевой З.И. работают следующие соискатели:
Точиева З.В. «Зоонимическая лексика во французском языке в сопоставительном плане с русским и ингушским языками»
Бекова Т.Ю. «Формирование социокультурной компетенции в условиях двух – трехязычия»,
Колоева М.Т. «Фитонимическая лексика во французском языке в сопоставительном плане с русским и ингушским языками».
Ежегодно кафедра участвует в организации студенческой научной конференции. Студенты делают доклады а) по результатам самостоятельной работы по какой-либо дисциплине, например, лингвострановедению или теоретической грамматике, стилистике, лексикологии; б) по проблематике подготовленной курсовой или дипломной работы. Таким образом, осуществляется интегративный подход к организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.
В научно – исследовательской работе кафедры принимают участие 20 студентов, членов СНО, руководителем является к.ф.н., профессор, зав. кафедрой Евлоева З.И.. На французском отделении работают два клуба «Vox Latina» и «Per aspera ad astra».
Студенты французского отделения являются членами СНО и принимают активное участие в научно - практических студенческих конференциях: «Молодые ученые в поиске», «Филология без границ».Таким образом, студентами французского факультета подготовлено более 30 докладов.
Воспитательная работа
Вопросы воспитательной работы студентов рассматриваются на заседаниях Ученого Совета филологического факультета 1 раз в семестр, на заседаниях кафедры 2 раза в семестр. В практике воспитания используются четыре организационные формы: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. С 1 сентября каждого учебного года кураторами групп проводятся мероприятия по социально-психологической адаптации первокурсников: проводятся экскурсии, конкурсы, походы в театр и кинотеатр. Имеются планы кураторов по проведению идейно-политического и нравственно – эстетического воспитания студентов, в которых отражены темы, касающиеся нашей республики, страны изучаемого языка, проблемы молодежи и т.д.
В ноябре 2005 года студенты и преподаватели кафедры побывали во Франции на языковой стажировке в центре Paris Langue в Париже с целью ознакомления с культурой страны. Все студенты в конце обучения получили сертификаты окончания стажировки.
Студенты французского отделения принимают участие в общеуниверситетских мероприятиях. Студенты французского отделения принимают активное участие в фестивале «Студенческая весна», концертной программе ко дню «8 марта» и т.д..
Студентка французского отделения Дудургова Хава приняла участие и заняла 2 место во Всероссийском фестивале «Студенческая весна 2013» в г.Ульяновске.
Студенты французского отделения Бацаев И., Ведзижев А., Дудургова Х. приняли участие во Всероссийском фестивале художественного творчества студентов «Красная звезда», который прошел на базе Донского государственного технического университета, где студенты Ингушского государственного университета были награждены дипломом 2 степени.
Нужно также отметить, что ежемесячно издаются номера газеты “Bonbon”, над выпуском которой работают студенты французского отделения. Выпускаются стенгазеты к мероприятиям. Преподаватели кафедры и студенты французского отделения готовят стенды, например, :
«La vie des étudiants –жизнь студентов», “Bienvenue à Paris–Добро пожаловать в Париж”, “France-Франция”, “Photogalérie” , “Paris et ses merveilles- Париж и его достопримечательности” и т.д..
Ежегодно студенты французского отделения и преподаватели кафедры французского и латинского языковпроводят благотворительную акцию для детей-инвалидов, детей-сирот, в рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню защиты детей. Преподаватели кафедры и студенты французского отделения готовят подарки для детей и концертную программу.
Ежегодно преподаватели кафедры французского и латинского языков и студенты французского отделения проводят день открытых дверей, где приглашаются учащиеся школ, изучающие французский язык и учителя французского языка:
Гимназия № 1 г. Назрань, СШ с. Долаково, СШ с. Мужичи, СШ №2 ст.Орджоникидзевская, СШ с. Яндаре и др.