Поиск

festival

banner diktant

Страницы жизни Мурада Базоркина (1902-1967)

5  Копия «Трудовой книжки» ингушского историка Мурада Муртузовича Базоркина передана Научной библиотеке ИнгГУ краеведом-исследователем Берснако Газиковым. Документ этот позволяет уточнить отдельные факты и даты из жизни ученого. Так в ряде публикаций, освещающих жизнь и творчество М.М.Базоркина, отмечается, что 22 февраля 1944 года он был назначен директором Чечено-Ингушского краеведческого музея.
Между тем в «Трудовой книжке» зафиксировано, что 4 октября 1943 года он «Временно зачислен на должность заведующего музеем», а под записью стоят подпись директора и печать Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Можно предположить, что приказ от 22 февраля 1944 г. о назначении директором (или заведующим) имел место быть, однако запись об этом назначении не была внесена в «Трудовую книжку» вследствие начавшейся на следующий день депортации.

Любопытным штрихом является тот факт, что все записи в «Трудовой книжке» М.Базоркина утверждались подписями директора и печатью Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. По-видимому, краеведческий музей, созданный после объединения Ингушетии и Чечни в 1934 году, являлся не самостоятельным юридическим лицам с собственной печатью, а неким структурным подразделением ЧИ НИИ.

Дважды записи в «Трудовой книжке» М.Базоркина заверяются подписью директора ЧИ НИИ Дошлуко Доховича Мальсагова. Это следующие записи: «1 октября 1936 г. Назначен младшим научным сотрудником в ингушском филиале Чеч.-Инг. Науч.-иссл. И-та» и «С 1-го января 1942 г. назначен зав. сектором истории».

Интересно, что за период между двумя своими подписями в «Трудовой книжке» М.Базоркина Дошлуко Мальсагов, как автор ряда изданий по грамматике и словарям чеченского языка, арестовывался и находился под следствием обвиняемый по ст. 58 п. 7 УК. К счастью, в мае 1940 года он был оправдан Верховным судом ЧИ АССР и освобожден из-под стражи.

Две последние записи в «Трудовой книжке»: «16 марта 1943 г. Зачислен зав. археологическим отд. Респ. музея» и «4 октября 1943 г. Временно зачислен на должность заведующего музеем» заверены неким исполнявшим обязанности директора Чечено-Ингушского НИИ Н.Штанько или Н.Шранько (подписи плохо читаются).

Подпись директора Чечено-Ингушского НИИ как бы легитимизирует и сведения о жизни М.Базоркина до его поступления (1 октября 1936 г.) на работу в ЧИ НИИ. Первые страницы «Трудовой книжки» содержат следующие записи: «Общий стаж по найму до поступления в Чечено-Ингушский Научно-исследовательский институт языка и истории всего 18 лет»; «Служил в партизанских отрядах (красноармейских и национальных) 4 года»; «Был на действительной военной службе 11 месяцев». Основанием для внесения этих сведений в «Трудовую книжку» являлись некие документы и удостоверения представленные М.Базоркиным.

Выявленный Б.Газиковым и подаренный им Научной библиотеке ИнгГУ документ ценный вклад в сохранение памяти о жизни ингушского ученого. Мураду Муртузовичу Базоркину, скончавшемуся 25 апреля 1967 г., историческая наука обязана не только рядом добротных профессиональных работ по истории происхождения ингушей, но и сохранением в самые суровые годы депортации национальных культурных ценностей. О пережитом в казахстанской ссылке М.Базоркиным и его семьей кошмаре можно прочитать в книге А.И.Базоркиной «Воспоминания об отце».

Благодаря самоотверженности и силе духа ученого и сегодня из его архива черпаются сведения, которые ни в каком ином месте почерпнуть не представляется возможным. К примеру, в вышедшей в 2017 г. книге «Нартский эпос ингушей» ее составители Н.Кодзоев, М.Матиев указывают: «…Относительно незначительное количество текстов нартских ска­заний, записанных в Ингушетии, объясняется тем, что их стали за­писывать уже на стадии затухания жанра. В изданном в 2006 году 4-м томе «Антологии ингушского фольклора» был опубликован 71 текст. В 2012 году было опубликовано 107 произведений ингушского нартского эпоса. Как уже отмечалось, оба сборника были подготовле­ны И. Дахкильговым. В настоящий сборник включено 149 текстов. Необходимость в его публикации вызвана тем, что в последнее время выявлено значительное количество неопубликованных ранее текстов. Речь, в частности, идет о сказаниях, записанных Ф.И.Горепекиным и длительное время хранившихся в частном архиве М.М.Базоркина. Позже они были переданы его наследниками в Национальную би­блиотеку РИ им. Дж.Яндиева. Там эти тексты лишь недавно были выявлены известным краеведом Магомедом Гандаровым. Благодаря этому мы впервые вводим в научный оборот целый ряд ингушских нартских сказаний».

Благодарим Берснако Газикова за ценный дар нашей научной библиотеке.

 

 

Объявление

28 декабря в 15-00 состоится заседание Ученого совета ИнгГУ

Instagram Facebook

Ресурсы

Авторизация